Статья Антона о ЧП на Джанги, которую он написал по свежим следам еще тогда. Публикуется без какой-либо редактуры. "Короче, уже, видимо, все в курсе, что мы с Тихоном малёх поломались. История, я считаю, поучительная, так что вот. Triple Kill. Это лето обещало стать одним из самых плодотворных в спортивном плане. Ни много ни мало мы планировали пройти программу "Звезды Безенги", а в августе с моим родным клубом взойти на Ушбу. Умеющие в альпинизм сразу растолкают, что это - задачка не из легких. Шесть пятитысячников по не самым простым маршрутам, а на десерт - одна из суровейших гор Кавказа. Но мы тоже не лыком шиты. Готовились долго, тренировались усердно. Собственно, результат наших стараний в межсезонье оправдался - после "открывашки" Брно, мы сразу полезли на Дыхтау. Высочайшая вершина района не щадила: снег, слепящее солнце, безумный ветер. Работали чуть быстрее, чем средняя группа: две ночевки на высоте 5000 метров, дикая головная боль и сопутствующие прелести. Но мы затерпели. Тягости, правда, окупились непробиваемой акклимухой, и впоследствии, мы уже не чувствовали влияния высоты ни на одном маршруте. Следующими по плану были пик Пушкина и Мижирги. Хорошенько отдохнув в лагере, на этих маршрутах мы отрабатывали на полную катушку. Двухдневные маршруты проскакивали за несколько часов. КСП так и не поверило, что мы вообще там страховались, но мы, более того, всегда лезли на сдвоенной веревке, что в российском альпинизме - большая редкость. И вот настала очередь восхождений на Безенгийскую стену, на Джанги и Шхару... моя мечта. Выпустились на 14 июля. Отдельно, конечно, хочется рассказать про ситуацию с пограничниками, но это другая, не менее печальная история. Выпустились и Бог с ними. Согласно маршрутному листу, вышли утром с Джанги-Кош на одноименную вершину. Лезли мы, кстати, по 5А, по северо-восточному ребру, на Главную. Ночи в последние дни были теплыми - ледник не подмерзал, местами мы проваливались в лужи, небольшие трещины и снег. Собственно, теплая погода сказалась и на состоянии маршрута. В самом начале Джанги прилично лупила по нам то камнями, то льдом. Было принято решение организовать заброску, валить, а на штурм выходить на следующий день. Сказано - сделано. Выход решили делать ранним - 23:30. Встали в назначенное время - стена в облаках. Переносим выход на час, ситуация не меняется, на два - тоже самое. Наконец в 04:00 просвет. Хватаем шмотки и бежим под маршрут, солнце-то уже встает... Первая часть восхождения, выход на гребешок, в плане обвалов является самой опасной, так как проходит прямо под ледовыми сбросами. Но мы проскочили. Уже потом, в средней части маршрута, мы с восторгом и ужасом наблюдали сходившие то слева, то справа лавины. Знаете, такие лавины как показывают по National Geographic: большие и шумные. Благо были уже в безопасности. Технически маршрут не сложный, но физически оказался довольно тяжелым из-за раскисшего снега и обжигающего солнца. Легкие тепловые удары мы точно схватили. Работали согласно рекомендациям КСП: не торопились, дважды попили чая со сладким и тем не менее, времени хватило, чтобы залезть на вершину в тот же день. К 19:00 мы уже были в мульде между Восточной и Главной, ставили палатку и готовились ко сну. Надо сказать, что из-за состояния маршрута мы потеряли очень много сил, поэтому "не стали делать из еды культа" и обошлись чаем. Утром было тяжким - проснулись уставшими. Позавтракали гречневой кашей с мясом и... похрустели сахаром. Спускаться предстояло по 4б, то есть по неизвестному для нас маршруту, а мы в облаке. Пришлось ждать. Дождались в итоге девятичасовой связи. Саратов деликатно посоветовал не бздеть и идти аккуратно вдоль гребня, контролируя левую сторону. Так и сделали, хотя пару раз с гребня все-таки сходили - видимость метров 15, не больше. Но, слава Богу, прошли Джанги Восточную, и тут же немного распогодилось. Дойдя до некоего скального жандарма, обнаружили на нем дюльферную петельку. Даже не петельку, а петлище, настолько кондовую, что вопросов о правильности нашего движения не возникало. Сейчас уже понимаю, что мозги у меня на тот момент соображали слабо. Ну ладно, дюльфернули раз, два и на половинку. Помню, закрались сомнения: "Вроде один же раз надо было..." Вышли в осыпной кулуар. И тут началось... Камни летели от любого неаккуратного движения. Особенно неприятно стало, когда лететь начало сверху. Ну, деваться некуда - надо идти. Прошли около двух веревок вниз, и в очередной раз присыпало мелочью. Тихон идет первым. Кричу ему: "Камни!" Вижу, что мелочь цепляет камни побольше. Ору: "Тихон, е..ть, камни!" А вот они уже начали сбрасывать чемоданы. Ппц. Тихона сносят камни размером с него и больше. Благо были связаны и получилось удержать. Рюкзак на спине Тиши смягчил пару ударов. Но это было жестко. С полминуты пытался установить контакт, слышу стоны, выдохнул: "Жив". Ссадины на лице, ногах и руках, очевидное сотрясение. Меняемся местами и идем дальше. Дюльферяем уже, конечно. Пешком нельзя. Оставляем все, что можно оставить. И тут началось... Стало ясно, что ушли мы на сбросы в цирк Джанги и Шхары. В голове одна мысль: "Лишь бы дойти живыми". Настроение поднять решила гроза из Грузии. Время к 17:00. Выбора нет - ставим палатку. Сыпит крупа с дождем, вокруг все светится и гремит, а мы из последних сил делаем площадку под прикрытием скального козырька. Вконец обессиленные забурились внутрь. Страшно. Порода явно содержит много железа - вся стена в ржавых подтеках. Бьет рядом, бьет оглушительно. Лежим, молимся, напеваю: "У природы нет плохой погоды..." Восьмичасовая связь. Кажется, к этому времени немного утихло, но дождь не переставал. Рассказали ребятам в хижине что произошло, но, "трезво" оценив свои силы, передали им, что спустимся сами, помощь не нужна. Договорились связаться в 04:00. Еле как уснули, комфорта абсолютно никакого, об ужине и речь не шла, сахар разве что. Проснулись в 05:30 от криков снизу, поняли, что это орет команда Зайченко, выходим на связь. Ребята забили на свои планы и пришли наблюдать наш спуск. Доели остатки сахара, собрали палатку и приступили к работе. И тут началось... Без толковой еды и сна, после трёпки камнями и грозой наше состояние было, ну, не очень боевым. Расстроенные, что сорвали парням планы, начали дюльферять. По-моему, на две веревки мы спустились и оказались на бараньих лбах. Тот, на который приземлились, был совершенно бесперспективным для организации спуска. Решили траверсировать немного вниз через водопад на соседний, там вроде виднелся хороший пупырь. Тихон прошел первым с верхней, прямо через водопад. Иду я. Веревка тяжелая и сильно тянет вниз. Вода затекает в самые интересные места. Камни скользкие, страховаться за лед не получается - тонкий, снег - рыхлый. Фух! Прошел водопад. Следующий шаг, и из под меня уходит ледовая доска где-то полтора на полтора. Лечу мимо Тихона, успел встретится с ним глазами и обменяться взаимным опупеванием от ситуации, пролетел тот самый пупырь, а дальше - вертикаль. Помню, пытался зарубаться даже в камни. Чувствую удар, дальше в тумане. Казалось, что летели мы долго. Очнулся, первая мысль: "Охренеть, жив". Чувствую сильную боль в ребрах и ноге. Веревка неистово тянет вниз... Там Тиша. Пролетели метров 80, угодили в лавинный желоб. Каким-то чудом удалось распереться ногами и остановится. Сквозь собственные стоны еле докричался до Тихона. Слышу его, выдохнул. Было ясно, что сами мы уже не выберемся. Так что утопив больной бок в снегу стал ждать. И тут началось... Ощупал тело. Блин, торчит кость из груди. Что-то с тазобедренным суставом. Руки, ноги целы. Даже пришло чувство некой радости - дальше пешком тихонько спустимся. Я понимал, что ребята бегут к нам, я их слышал, но время текло очень медленно. Боль усиливались. Слышу: "Антон, все в порядке, мы тут". Ребята зачистили площадку рядом, сделали станцию на бурах и кинули мне страховку. Прищелкнул раза с пятого, руки не слушались. И вдруг стало слышно шум. Не такой, как был на маршруте, когда лавины сходили рядом, а другой. По его нарастанию было ясно, что это нечто движется прямо на нас. Сгруппировался так сильно как смог, матюгнулся, и через долю секунды нас снесло мощным потоком. Прямо по этому желобу сошла лавина. Мокрая, шумная и тяжелая. Размотало, как морскую звезду. Абсолютная беспомощность. Прошла, казалось, вечность, и меня выдернуло страховочной веревкой наружу. Связочная опять внатяжку. Вижу Тихона, шевелится. Персонажи из рекламы освежающего геля курят в сторонке. Лично я взбодрился. В очередной раз поблагодарив судьбу, начали выбираться из желоба. Парни меня буквально выдернули оттуда. Потом Тишу. С этого момента мы оказались в руках Сереги и Виктора, в безопасности. Ребята работали максимально грамотно и быстро. Благодарность моя бесконечна. Спасибо, что вытащили ребята. Без лишних разговоров обезболились и поехали вниз. Вызвали вертушку. Спускались еще где-то полтора часа. Внизу уже ждал Адельби, начспас. Ему отдельное спасибо. Было холодно, больно, но уже спокойно. На этом попытки Джанги прикончить нас все-таки закончились. Полетели на базу. Тут хочется поблагодарить штатных и внештатных врачей Безенги. По прилету нам оказали помощь, какую, наверное, ни в одной больнице бы так оперативно не оказали. Спасибо друзьям альпинистам, которые нас поддержали и помогли в те часы. Спасибо, Алию Хусеевичу, директору базы. Далее нас привезли в республиканскую больницу г. Нальчик, диагностировали в общем-то пустяковые переломы и ссадины, с недельку продержали и позволили сбежать. Безмерно благодарен Оксане Якименко за уход, а членам АК "Барс" за то, что не дали унывать по пустякам - осетинские пироги отлично поднимают настроение) Вот такая вышла история о том, как важно быть предельно внимательным на горе, о том, как легко встать на грабли, оставленные другими, о том, как настойчива может быть гора в своем желании тебя прикончить. А еще это история о том, какими отважными бывают люди, когда речь идет о спасении. Безопасных вам восхождений, друзья!"

Теги других блогов: спорт горы альпинизм